Самый длинный в мире мост.
В 1948 году через реку Ик были построены два капитальных автодорожных моста. Их
строительством руководил опытный инженер-мостостроитель Лев Ефимович Олифер, который до конца
своей жизни оставлся горячим патриотом города.
В товремя газета "Труд" писала: "...Самым длинным в мире мостом можно считать
тот, что пересекает скромную степную речушку Ик около г. Октябрьского. Судите сами: автомобиль
въезжает с запада в 10часов утра, а восточного берега достигает в полдень. А все дело в том, что
на западном берегу, в Татарии,- московское время, на восточном же, в Башкирии, - живут по уральскому
поясному, сутки по которому начинаются на два часа раньше". Это понятно ,шутка, однако сооружение
икских мостов в то время было делом серьезным. Вся механизация строителей-мостовиков состояла
из двух дизель-молотков и одной до предела изношенной трофейной "бабы" для забивки свай. Трубы
для свайных опор забивали несколько месяцев, хотя работа шла круглосуточно. Трудно далось и
сооружение железобетонных ростверков на сваях, заглубленных в дно реки. Но все же устои моста
возвели своевременно.
В морозном и буранном январе 1948 года получили
металлические заготовки для пролетных строений моста. Из них предстояло склепать мостовые
констукции. требовалось поставить без малого восемь тысяч заклепок, но не было ни одного
клепальщика. Областной комитет партии помог заполучить на короткое время из транспортной
строительной организации трех опытных клепальщиков, в помощь которым дали молодых рабочих.
Через месяц ученики постигли "секреты" мастерства.
Когда настало время
бетонировать проезжую часть моста, не оказалось вибраторов для уплотнения бетона. И тут
строители нашли выход: "реконструировали" обычные электродвигатели таким образом, что
включенные в сеть, они тряслись, точно в лихорадке. Ну чем не вибраторы!
Первый мост на уруссинской дороге строили год и два месяца. Сооружение второго моста
- бавлинского - заняло девять месяцев.
Уруссинский мост соединил город Октябрьский с базами технического снабжения.
Положение значительно улучшилось, когда постоили железнодорожную ветку Уруссу - Нарышево. До этого
приходилось все грузы доставлять по бревенчатому мосту-времянке, который разбирали на время весеннего
паводка. И тогда месяц - полтора невозможно было получать из Уруссу грузы.
Строители много сделали для молодого города башкирских нефтяников в самые трудные
годы его становления. Их руками (в буквальном смысле, потому что многих дорожных машин тогда не было)
проложены первые в нефтяном краю асфальтированные магистрали, многочисленные внутрипромысловые дороги.
Материалы взяты из книги "Октябрьский и октябрьцы"